Маркс, Энгельс, Ленин и Сталин - преемственность теоретических работ

Сталин Ленин Маркс Энгельс - фото 1Известно, что Сталин был глубоко начитанным человеком. А семинарская привычка к анализу прочитанных текстов позволила ему проникнуться всей глубиной рассуждений основоположников научного коммунизма. В первую очередь - с помощью метода диалектического материализма. Тем более что у него перед глазами в первые годы в Наркомате национальностей был живой пример Ленина, который не прекращал теоретических изысканий даже в дни серьёзной болезни.

Для понимания важности этого метода, можно кратко пояснить эволюцию революционного сознания от Маркса к Энгельсу через Ленина и к Сталину, с помощью простых и понятных их высказываний.

Маркс

 Основные работы Маркса по диалектике основывались на его творчески переработанной и соотнесённой с экономической наукой диалектикой Гегеля - без её идеалистических элементов. Своим единственным серьёзным предшественником же Маркс считал Л. Фейербаха с его философским материализмом, и считал диалектический материализм единственным идейным обоснованием научного коммунизма.

Энгельс

«Материалистическая диалектика является нашим лучшим орудием труда и нашим острейшим оружием». Энгельс прямо указывал на первенство выбранного Марксом диалектического метода как основы переворота, совершённого в области политической экономии как метода познания классовой сущности капитала. И далее, развивая эту мысль, говорит, что выработка метода, который лежит в основе марксистской критики политэкономии нужно считать результатом не уступающему по своему значению основным материалистическим воззрениям.

Ленин

В своей статье «Переписка Маркса с Энгельсом» отмечал, что «…если попытаться определить  фокус всей переписки, тот центральный пункт, к которому сводится вся сеть высказываний и обсуждаемых идей, то это будет диалектика». Ленин называл диалектику душой марксизма. Критикуя своих оппонентов-меньшевиков, он говорил, что называя себя марксистами, они понимают марксизм и относятся к нему педантски в невозможной степени. Не понимая главного и решающего в марксизме – его революционной диалектики.

В ленинских «Философских тетрадях», написанных в период эмиграции во время Первой мировой войны, дана теоретическая проработка многих вопросов этого философского метода познания мира и намечены пути его дальнейшего осмысления в практике революционной борьбы.

Сталин

Ещё в 1905-1907 годах молодой Сталин, после первого столкновения на съезде партии с анархо-синдикалистами, пишет работу «Анархизм или социализм?», где вскрывает органическую связь марксистской философии и пролетарского социализма у Маркса. В этой работе давалось глубокое изложение сути диалектического метода, открытого Марксом, и вскрывалось его значение как для науки, так и для революционной деятельности пролетарской партии. И далее развивает эту мысль на примере всех научных дисциплин, начиная с астрономии и заканчивая социологией, говоря, что в мире нет ничего вечного, всё когда-то заканчивается, развивается и видоизменяется. Как у Сталина, так и у Ленина многократно утверждалось, что нет худшего врага марксистской теории, чем «талмудизм», догматизм, непонимание факта, что марксизм как философия - движение вечно развивающееся.

Сталин первый обратил внимание на отсутствие проработки Марксом теории классов –Маркс только наметил контуры этой теории в третьем томе «Капитала». А также и то, что этот момент упустил у Маркса даже Ленин. Возможно, это и явилось причиной такого пристального внимания Сталина к теории классовой борьбы и неукоснительного следования ей на практике.